Ваш CD-ROM стал хуже читать диски?! Упала скорость чтения? Некоторые нецарапанные диски вообще перестал видеть?
Как это знакомо... Такое рано или поздно происходит со всеми драйвами.
История не сохранила имени того, кто первый авторитетно заявил, что во всём виноват лазер.
И пошла, поехала мода крутить резистор обратной связи несчастного агрегата :)))
Обычно после нескольких неосторожных попыток драйв отказывался работать навсегда...
Когда мой драйв заболел, я решил не ходить проторенным путём в никуда.
Идея с кручением резистора обратной связи мне с самого начала казалась абсурдной. Для непосвящённых поясню.
Резистор подстройки на лазерной головке не управляет током лазера непосредственно.
В лазер встроен фотодиод обратной связи (обратите внимание, что у лазера 3 вывода),
по которому схема стабилизации оптической мощности определяет текущую генерируемую световую мощность.
Таким образом, при деградации лазера схема стабилизации пытается увеличивать ток лазера для удержания постоянной световой мощности.
И уж когда лазер совсем "сядет", то кручение резистора обратной связи точно ничем не сможет помочь.
Кроме того мне показался странным тот факт, что драйвы, выпущенные несколько лет назад помирали примерно за такое же время как и нынешние. А ведь технологии не стоят на месте и нынешние лазеры имеют бОльшую надёжность.
Короче эти два соображения привели меня к мысли, что лазер тут не при чём.
А что же тогда?
А тогда остаётся только механика. Что должно изнашиваться в CD-ROMе сильнее всего?
Правильно! Подшипники привода шпинделя! (мотора, который крутит диск)
Нынешние драйвы работают на больших скоростях и малейший дефект балансировки диска приводит к значительным боковым нагрузкам на ось.
А что происходит при износе подшипника? Появляется люфт.
При вращении диска ось начинает болтаться в подшипнике, и если эти колебания имеют достаточную амплитуду,
то система слежения за дорожкой перестаёт справляться со своей задачей.
Что можно сделать для уменьшения люфта? Наверно смазать маслом?!
Под рукой как раз оказалось жидкое силиконовое масло (для пластмассовой кинематики).
Такое довольно долго не окисляется в отличие от машинного. И достаточно густое, чтобы демпфировать колебания оси в подшипнике.
Одной отвёрткой при разборке обойтись не удалось. Мотор шпинделя пришлось выпаивать, но, как выяснилось, это не самое сложное.
Мотор оказался бесконтактым с внешним магнитным ротором... Прогресс..
С подшипником всё было ещё хуже, чем я думал.
Он в моём моторе оказался ОДИН !
Могу себе представить, какие усилия он испытывал при работе.
А ещё меня поджидала незапланированная засада. Этот подшипник конструктивно находился внутри мотора, и с обратной стороны ось не выходила.
Так что для смазки пришлось разбирать мотор.
Самым трудным в моральном плане оказалось приложить усилие не менее 20кГ для того,
чтобы ротор и пластиковый держатель диска (шпиндель) сдвинуть к концу оси :))))
Наконец доступ к телу был получен :)
Одной капли масла вполне достаточно. Сдвинул ротор на место, но он стал немного болтаться на оси.
Дело в том, что до моего вмешательства он был скреплен с осью чем-то вроде термоклея.
Тварь я дрожащая, или право имею?
Приклеил ротор к оси и пластикомому шпинделю с помощью клея БФ. Главное - терпение. Дать клею схватиться до первого испытания :)
На следующий день с деланным безразличием вставил самый царапаный сидюк.
Жжжжжжж-Жжжж - драйв моментально его нашёл и стремительно набрал обороты!
А нарезать что-нибудь? (у меня резак) Легко!! УРА!!! Получилось!
Прошло уже несколько месяцев - полёт нормальный!
Написал не сразу потому что хотелось убедиться в том, что на завтра он не откажет, вдруг припомнив моё неделикатное вмешательство....
Вышеизложенное является моим личным опытом, а не призывом криворучкам добивать свои несчастные драйвы :)
Если кому-либо мой текст помог в деле реанимации драйва - я за вас рад!
Разрешаются ссылки и перепечатка целиком с сохранением копирайта.
Дмитрий Волжин [DIVO (c)] 25 сентября 2004г
PS. жалко не сообразил запечатлеть процесс на фото...